Сейчас многие пытаются автоматизировать свои бизнес процессы, часто считая, что CRM - это волшебная пилюля, с подключением которой продажи вырастут в разы прям сразу. А затем наступает разочарование: роста продаж нет, менеджеры ругаются и пытаются саботировать работу в программе.

Давайте разберемся на примерах почему так происходит.

Ситуация первая

В ноябре прошлого года к нам обратился клиент:

 

"Мы отдали 200 тысяч за подключение и настройку CRM, но улучшений нет” (с)

Решили начать все сначала: провести брифование, затем аудит текущей системы CRM на соответствие настроек потребностям клиента, провести интервьюирование сотрудников работающих в системе. И вот, что по итогу работ мы выявили:

 

Настройки были выполнены базовые, от клиента поступило только пару доработок под свой проект.

Для кого-то это может быть достаточным, но не в этом случае. Не хватало много важных настроек, учитывающих бизнес-процессы компании.

В CRM работал только отдел продаж, остальные обязательные участники бизнес-процесса: бухгалтер, юрист, бренд-менеджер работали по-старинке - через почту.

Это приводило к тому, что информацию по заказу приходилось собирать из разных мест (согласование договора по почте, счета и подтверждение оплат в 1С).

Статусы заказа были очень обобщенные: “В работе” , “Отменен” и т.п.

Глядя на них, никто из сотрудников не смог сказать на какой конкретно стадии заказ или почему клиент его отменил.

Поле товар/услуга было сделано текстовой строкой

Это привело к тому, что оно или не заполнялось совсем, или менеджеры заполняли как хотели, что в целом приводило к тому, что анализ по товаром сделать было невозможно.

Документооборот настроен частично.

В заказы вкладывалось только коммерческое предложение, причем менеджеры создавали каждый раз новое КП вручную. Остальные документы договор, счет, акт приемки “хранились в разных углах”. Очень много тратилось времени при необходимости поднять все документы по клиенту. При этом опрос показал, что менеджерам очень сократило бы время работы с клиентом автоматическое заполнение коммерческого предложения и стандартного договора.

 

Отсутствие необходимых интеграций

Была не настроена интеграция с 1С, некорректная интеграция с коллтрекингом. Менеджерам приходилось работать в куче отдельных программ.

Интегрирована личная почта каждого сотрудника вместо официальной электронной почты компании.

Это привело к тому, что контролировать отработку писем и поднять переписку с клиентом другим сотрудникам становилось невозможным.

Постановка задач была на усмотрение менеджеров.

Как итог: ими никто не пользовался.

Важные для бизнеса поля не были обязательными для заполнения

Так, например, при назначении встречи, менеджеры не проставляли дату и время. Это было важно для руководства, т.к. у менеджеров стоял план по конверсии звонков во встречи.

Такая “недонастройка” вызвала негатив со стороны менеджеров, работу которых она не только не облегчила, а значительно запутала. Из-за этого сотрудники начали саботировать использование программы. Маркетингу и руководству компании не хватало информации и оно не могло принимать управленческие решения.

 

Почему так произошло.

 

  1. Изначальная и основная ошибка состояла в том, что перед выбором CRM не составлялась “карта хотелок”, причем не только отдела продаж, а всех участников бизнес-процесса. И хотя была подключена наиболее подходящая CRM, потребностей сотрудников она не учитывала.

  2. Приказ пользоваться CRM вместо амбарных книг был спущен сверху. При этом не был разработан регламент работы в системе и менеджеры не понимали как правильно это делать.

 

Ситуация вторая.

 

Клиент - ритейлер из строительной тематики, имеющий несколько офлайн магазинов и интернет-магазин. Работа по внедрению была проделана более осмысленно: техническое задание интегратору, учитывало все нюансы бизнес-процессов, многие из которых были автоматизированы, например, смена статусов оплаты - данные подтягивались из 1С. Нас пригласили посмотреть “свежим взглядом”, что можно доработать.

В процессе аудита были найдены 2 основных ошибки:

  1. Обтекаемые статусы “В работе”, “Отменен”, которые не давали полного понимания картины и возможности принимать управленческие решения.

  2. Отсутствие регламента работы в системе.

 

Через месяц шлифовки статусов и внедрения регламента работы, было принято решение провести аудит работы менеджеров. Он включал в себя не только проверку качества продаж и сервиса, но и качество заполнения CRM.

Первая неделя показала удручающий результат:

  • ⅓ целевых заявок (по телефону) не была зарегистрирована (это без оффлайна), при этом по многим из них был оформлен заказ и была продажа - менеджеры работали по старинке через 1С. Также менеджеры не считали нужным вносить в CRM заявки, по которым товар был под заказ или снят с производства.

  • 30% статусов не соответствовало реальному диалогу. Например, менеджеры ставили “Товар снят с производства”, хотя в реальности клиент говорил, что “Дорого” и возражение не было отработано.

  • Задачи были созданы только в 5% случаях, где они требовались, что впоследствии приводило к тому, что клиентам не перезванивали вовремя и 10% статусов было просрочено.

  • В 20% случаев в заказ не был внесен товар.

  • В 75% случаев отсутствовал, какой-либо комментарий к заказу, что не давало возможности работать с ним другим сотрудникам.

После такого результата приняли решение снимать статистику ежедневно и каждое утро давать сотрудникам обратную связь за предыдущий день.

Такой подход позволил устранить все обнаруженные ошибки.

 

Что нужно сделать, чтобы внедрение CRM прошло гладко и безболезненно для всех участников процесса, а самое главное, пользование ею было эффективным.

 
  1. Перед внедрением определите какие задачи вы ставите перед CRM, какие процессы вы хотели бы вести в системе.

  2. Проведите встречу со всеми участниками процесса, выслушайте их мнение и предложения

  3. Составьте чек-лист, на основе которого будете подбирать CRM. При подборе учитывайте, что какие-то функции могут быть уже встроенными, а какие-то потребуют интеграции с внешними дополнительными сервисами.

  4. После выбора CRM, составьте техническое задание на внедрение/ или заполните задание интегратора. Составляя техническое задание, отталкивайтесь от ваших бизнес-процессов, максимально подробно расписывая, что вы хотели бы получить в итоге.

  5. Разработайте подробный регламент работы в CRM.
  6. Проведите обучение для всех сотрудников, которые будут участвовать в процессе.
  7. Проводите аудит качества заполнения CRM до тех пор, пока действия менеджеров не дойдут до автоматизма.
 

Только при четком плане действий, грамотном внедрении и последующем использовании, CRM станет для вас не только базой сбора контактов клиентов, но эффективным инструментом увеличения продаж и принятия управленческих решений.


 

 

 

Анастасия Алексеева